Нидерланды решили вернуть хозяевам награбленные в колониальную эпоху сокровища

Нидерланды решили вернуть хозяевам награбленные в колониальную эпоху сокровища

Сами музеи завалены требованиями отправить украденные ценности на родину, но возвращать награбленное пока не торопятся, всячески затягивая процесс передачи экспонатов законным владельцам. В этой ситуации разорвать порочный круг решили Нидерланды. 10 июля стало известно о том, что в Индонезию и Шри-Ланку наконец официально прибыли вывезенные оттуда в Новое время сокровища.

Джакарта в понедельник приветствовала возвращение сотен артефактов, являющихся частью индонезийской истории. Генеральный директор отдела культурного наследия в Министерстве культуры Индонезии Хилмар Фарид заявил: «Мы действительно в восторге. Это очень важный момент как для нас, Индонезии, так и для Нидерландов. И для отношений между нами».

Но к словам благодарности добавляется вполне понятный намек: власти Индонезии надеются, что это была не единичная акция и западные элиты воспримут решение Гааги как побуждение к реальным действиям по восстановлению исторической справедливости. Иными словами, разговоры о передаче награбленных сокровищ бывшим колониям должны теперь сдвинуться с мертвой точки. «Я также считаю, что то, чего мы смогли достичь на данный момент, является очень значительным вкладом в глобальные дебаты о возвращении колониальных объектов», — подчеркнул Хилмар Фарид.

В частности, в Индонезию прибыли так называемые сокровища Ломбока. Это роскошная коллекция драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, похищенных голландскими солдатами в 1894 году из королевского дворца на острове Ломбок в ходе вторжения на острова Индонезии. По словам специалистов, они имеют огромное историческое значение. Также была возвращена ключевая коллекция современного искусства с острова Бали. Напомним, что под голландским колониальным управлением страна находилась более 300 лет, вплоть до окончания Войны за независимость в 1949 году.

В Шри-Ланку Амстердам передает богато украшенную бронзовую пушку 18-го века. Считается, что ее в качестве подношения вручил местный аристократ королю крошечного государства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон. Голландские войска захватили Канди в 1765 году.

Помимо пушки, бывшей одним из экспонатов Государственного музея Амстердама после того, как ее подарили Вильгельму V, принцу Оранскому, на родину вернулось церемониальное оружие, изготовленное из бронзы, серебра и золота и инкрустированное рубинами. Оно попало в руки колонистов в период владычества Нидерландов над большей частью территории острова, длившегося с момента захвата крупнейшего города Коломбо в 1656 году до начала оккупации Цейлона британскими солдатами во времена Французских революционных войн рубежа 18-19 столетий.

О решении вернуть вывезенные в колониальные времена сокровища власти Амстердама объявили в четверг, 6 июля, за несколько дней до их непосредственной передачи. Перед прессой тогда выступил государственный секретарь Нидерландов по культуре и СМИ Гунай Услу.

«Это исторический момент. Мы впервые следуем рекомендациям… вернуть предметы, которые никогда не должны были попадать в Нидерланды. Но больше всего на свете это момент, когда нужно заглянуть в будущее. Мы не только возвращаем предметы; мы также вступаем в период более тесного сотрудничества с Индонезией и Шри-Ланкой в таких областях, как исследование коллекций, презентации и обмены между музеями», — отметил чиновник.

Надо полагать, что на готовность расстаться с экспонатами, столь любимыми посетителями Национального музея мировых культур и Государственного музея, повлияли в том числе многочисленные претензии со стороны Индонезии и Шри-Ланки. Сложно называться передовой европейской страной и учить других демократии и при этом хранить у себя сокровища, нажитые нечестным путем. Кроме того, такой шаг должен способствовать улучшению отношений с бывшими колониями и хотя бы частичному заглаживанию вины перед ними — вины, которую часть европейской общественности ощущает точно.

В итоге Совет Нидерландов по культуре подготовил еще в 2020 году доклад. В нем рекомендовалось «безоговорочно» вернуть предметы, которые, как «страна была обоснованно уверена, были непреднамеренно утрачены странами, находящимися под ее колониальной властью».

Глава отдела истории Государственного музея в Амстердаме Валика Смолдерс в интервью The Art Newspaper высказала мнение, что в перспективе произошел явный сдвиг.

«То, как музейный мир смотрел на эти дебаты в 20-м веке, во многом было связано с заботой о сохранении предметов для будущих поколений, и, очевидно, у музеев в Европе есть возможности для этого (для передачи на родину вывезенных колониальными властями предметов культурного наследия. — Прим. авт.). Но что изменилось, так это наша точка зрения: эти предметы должны рассказывать истории наших стран, о нашей общей истории народов. Мы видим сейчас свою миссию в том, чтобы поместить предметы в те места, где они лучше всего смогут рассказать важные истории».

Проблема в том, что последовать примеру Нидерландов в Британии, Франции, Испании и Бельгии пока что не спешат, несмотря на участившиеся в последние годы пламенные заверения политических деятелей разного ранга в обратном. Например, Эммануэль Макрон еще в 2017 году в ходе визита в Буркина-Фасо обещал вернуть в страны Африки вывезенные оттуда французскими колонистами предметы искусства и другие ценные экспонаты. Даже утверждал, что это «главные приоритеты» его правительства.

С тех пор прошло более пяти лет, но многие артефакты по-прежнему хранятся в музеях Пятой Республики. Всего, по данным Foreign Policy, у бывших колоний было изъято приблизительно 90 тысяч предметов. Кстати, в статистику могли не попасть часть сокровищ, оказавшихся в частных коллекциях, владельцы которых вряд ли захотят отказаться от «нажитого непосильным трудом». Так что настоящая цифра может быть еще больше.

Справедливости ради стоит признать, что Франция все же вернула часть культурных ценностей Бенину в 2021 году (по данным СМИ, их было всего 26) и одну (!) саблю 19-го века Сенегалу. Но это, очевидно, лишь небольшая часть награбленного: остаются более десятка стран, включая Мали, Нигерию, Мавританию, Французскую Гвинею и другие, которые либо не получили совсем ничего, либо издевательски минимальное количество артефактов.

А в Бельгии порой доходит до абсурда, когда Брюссель отдает родственникам первого премьер-министра независимой Республики Конго Патриса Лумумбы его зуб, но при этом оставляет у себя около 120 тысяч ценностей, вывезенных из африканской страны в период правления бельгийского короля Леопольда II. С ними расставаться в Королевском музее Центральной Африки в ближайшее время, похоже, не планируют. Оно и понятно: кто же по доброй воле откажется от бесценных сокровищ, оказавшихся у него в руках?

Но если Франция и Бельгия хотя бы делают вид, что готовы пойти на встречу правительствам бывших колоний в Африке и Азии, пусть даже чисто символически, то, например, британские власти категорически не хотят возвращать Греции половину мраморных скульптур Парфенона, фактически украденных лордом Элгином. Об этом в январе говорила министр культуры Великобритании Мишель Донелан.

В сложившейся ситуации выдача артефактов Индонезии и Шри-Ланке, на которую пошли Нидерланды, точно может считаться событием положительным. Об этом говорит и глава отдела истории Государственного музея в Амстердаме Валика Смолдерс.

«Я ожидаю, что страны происхождения и музеи здесь, в Европе, будут обсуждать, какие предметы вернутся, и не все из них, — признает она. — Но что мы получим, все мы, так это больше знаний об этих предметах, о том, как они попали в наше распоряжение, об их происхождении, о том, какие истории мы можем рассказать. Таким образом, в итоге мы получим обогащение от того, что мы делаем, вместо пустых галерей».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.