Накопительная часть пенсии висит на волоске. В этом уже не сомневаются участники рынка, чиновники, отвечающие за эту тематику, а также эксперты. При этом существует несколько предложений по поводу того, как после перевода накопительной части в страховую сделать накопления добровольными. В пятницу на Международном финансовом конгрессе (МФК) в Санкт-Петербурге модератор круглого стола, посвященного будущему НПФ, Алексей Кудрин, который возглавил рабочую группу с социальным блоком по пенсионной реформе, выяснял у выступающих чиновников и представителей отрасли, какой процент россиян согласится копить на пенсию самостоятельно, то есть фактически поддержит новую пенсионную реформу.
Пенсионные накопления граждан, которые уже достигли 3,7 трлн рублей, в ближайшем будущем, как прогнозирует Алексей Кудрин (рабочая группа по пенсионной реформе) увеличатся до 5 трлн рублей. Это примерно треть от ежегодной потребности в инвестициях. Именно поэтому накопления не дают покоя чиновникам, которые уже не первый год объявляют на них мораторий, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Накопления, призванные обеспечить более высокий уровень пенсий, используются для текущих выплат.
Почти все собравшиеся на круглом столе — Алексей Кудрин, Андрей Пудов (замминистра труда и социальной защиты), Сергей Швецов (первый зампред ЦБ), Юрий Воронин (руководитель аппарата Счетной палаты и эксперт по пенсионной системе), Сергей Беляков (председатель совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, АНПФ) и Константин Угрюмов (президент Национальной ассоциации пенсионных фондов, НАПФ) — не сомневаются, что мораторий не только будет продолжен в ближайшие три года, но и накопительная часть вообще может быть отменена.
Некоторые ведомства уже подготовили свои предложения, чтобы ввести добровольные накопления для тех, кто пожелает дополнительно к госсистеме копить на пенсию. В частности, свои проекты подготовили Минфин и Центробанк. Официально их не презентовали, однако вчера Сергей Швецов впервые рассказал о некоторых параметрах. В частности, отвечая на вопрос «Известий», он сказал, что система будет работать по умолчанию — если работник не напишет отказ, то станет новым «молчуном» и соответственно автоматически работодатель будет уплачивать за него взнос. Организационно-правовая модель — в чьей собственности будут эти средства (НПФ или граждан) — пока прорабатывается. Но уже сейчас ЦБ считает, что тариф должен увеличиваться постепенно. На первых порах он может составить 1%.
Модератор Алексей Кудрин интересовался у всех выступающих, сколько, на их взгляд, людей может согласиться на участие в этой системе. Сам он весьма скептически смотрит на перспективы, прогнозируя, что это может быть 25–30% граждан.
— Мы делали расчеты, по которым ежегодный взнос может составлять 10–15 тыс. рублей. Вряд ли значительное количество людей согласится лишаться этих средств, — высказал свое мнение глава рабочей группы по пенсионной реформе.
Сергей Швецов полагает, что участие в программе может принять до 50% граждан. Его прогноз основывается на нескольких факторах. Во-первых, он считает, что есть уже достаточно людей, которые прилично зарабатывают и имеют склонность к накоплениям.
— Во-вторых, система будет работать по умолчанию. Чтобы отказаться от 1%, люди не будут подвергать себя мучениям. Тем более чтобы отказаться от будущего, — заявил первый зампред ЦБ.
Андрей Пудов поддержал Сергея Швецова, согласившись, что примерно половина населения примет участие в добровольной системе. Он также полагает, что для участие в ней созрели люди, достигшие определенного порога возраста и дохода.
Константин Угрюмов сразу предупредил, что пессимист. По его оценке, от участия в добровольной системе откажется от 50 до 90% граждан. Свои расчеты он построил на том, что на данный момент в добровольных программах (да и то в основном корпоративных) участвует всего 6,8 млн человек, причем их количество сократилось за последнее время на 900 тыс. По мнению президента НАПФ, 6–7 млн человек — это и есть тот потенциал, на который могут опереться новые пенсионные реформаторы.
— Согласно опросам, 70% населения не имеют вообще накоплений. И если бюджетники в регионах получают 10–12 тыс. рублей в месяц, то вряд ли они согласятся часть зарплаты отдавать на накопления, — считает Угрюмов.
Коллегу поддержал Юрий Воронин, который уверен, что для обеспечения достойной пенсии должны быть достойные зарплаты. И пока их нет, и говорить о накоплениях не стоит. По оценке Юрия Воронина, 20% граждан заявят о выходе из добровольной накопительной системы.
Но дальше всех пошел Сергей Беляков, который уверен, что количество согласившихся будет стремиться к нулю.
— Нет, на первом этапе, поскольку программа будет действовать по умолчанию, достаточная часть людей в ней останется, но когда они увидят сокращение своих зарплат, то из проекта выйдут и достаточно быстро, — считает он.
Комментарии