На глобальном рынке нефти к концу текущего года сложится крупнейший за последние 15 лет дефицит в размере 3,3 млн баррелей в сутки, предупредили аналитики агентства Bloomberg. Такой прогноз, по мнению доцента финансового университета при правительстве РФ Леонида Крутакова, вполне достоверен, и основная тяжесть ответственности за нехватку сырья на рынке лежит на США и проводимой ими политике.
Специалисты Bloomberg основную вину за грядущий жесткий дефицит возлагают на Саудовскую Аравию, которая добровольно сократила добычу на 1 млн баррелей в сутки, и будет работать в таком режиме до конца 2023 года. Доля критики за сокращение нефтяного экспорта в размере 300 тыс. баррелей в сутки досталась и нашей стране. «Ястребиная стратегия Саудовской Аравии в сочетании с сокращением экспорта нефти из России может привести к инфляционному давлению на мировую экономику», — написали авторы статьи в Bloomberg.
Вряд ли в этом можно «винить» Саудовскую Аравию и Россию, считает Леонид Крутаков. «В совокупности наши две страны сократили добычу и поставки на глобальные рынки в пределах 1,5-1,3 млн баррелей в сутки, — напоминает эксперт. — В то время как даже по данным Bloomberg ожидаемый дефицит составит 3,3 млн баррелей в сутки». Конечно, Эр-Рияд заинтересован в высокой цене на нефть и ведет свою контригру, «но обвинять саудитов в „ястребиной политике“ неверно, — уверен Леонид Крутаков. — Скорее, претензии можно предъявлять самим американцам, это их ФРС ужесточает денежную политику, что пагубно отражается и на глобальном финансовом рынке, и на нефтяном».
Косвенно позицию эксперта подтверждает статистика. Сокращать добычу в Саудовской Аравии начали в июле, а нефтяной дефицит на глобальном рынке еще в 1 квартале текущего года сложился на уровне 0,1 млн баррелей в сутки, увеличившись во 2 квартале до 1,8 млн баррелей.
По мнению Леонида Крутакова, причины нехватки сырья на рынке гораздо глубже. «Уже неоднократно говорилось о долгосрочном дефиците нефти на рынке, — говорит эксперт. -Что отражается, в том числе, в находящихся на исторических минимумах стратегических резервах нефти в США».
Кроме того, по мнению эксперта, мода на возобновляемые источники энергии привела к значительному недоинвестированию всей нефтяной индустрии — и геологоразведки, и добычи, и далее по цепочке. «Все это и приводит к возникновению дефицита, — объясняет Леонид Крутаков. — Причем он носит долгосрочный характер, и если США продолжат свою политику, то дальше он будет только нарастать».
Заройте денежки. Эксперты оценили, зачем России подземные хранилища нефтиПревышающий предложение спрос уже сейчас толкает вверх стоимость нефти. На торгах в Лондоне 13 сентября цены достигли 92,32 долл. за баррель, хотя еще в конце августа котировки едва превышали 82 долл. за баррель. Для России такая ценовая конъюнктура очевидно выгодна, считает Леонид Крутаков, ведь мы являемся крупным экспортером, и общий рост цен, даже с учетом «ценового потолка», увеличит доходы наших нефтяников и федерального бюджета в целом. «В то же время дорогая нефть не окажет существенного влияния на стоимость нефтепродуктов на внутреннем российском рынке, — отмечает эксперт. — Тут нет прямой корреляции, так как у нефтяников все издержки, включая кредиты, налоги и зарплаты, выплачиваются в рублях, лишь выручка у них в долларах. С ростом нефтяных котировок или курса доллара у нефтяников фактически снижается себестоимость производства и увеличивается прибыльность. И это один из системных изъянов нашей экономики, при таком положении экспортеры всегда будут заинтересованы в слабом рубле».
Согласно отчету ОПЕК, страны, входящие в альянс, суммарно добывали в августе в среднем 27,45 млн баррелей в сутки. При этом, чтобы удовлетворить мировой спрос на нефть в 4 квартале, государства-члены ОПЕК должны нарастить добычу до 30,7 млн баррелей в сутки, но пока они сохраняют добычу на прежнем уровне.
Комментарии