Вчера Дворкович провел совещание, на котором в целом одобрил концепцию налогового эксперимента в нефтяной отрасли, предложенную Минэнерго, – налог на финансовый результат (НФР). Об этом «Ведомостям» рассказали три участника совещания. Минфин и Минэнерго долго спорили, как должен выглядеть новый налог. Минфин опасается за бюджет, Минэнерго настаивает на необходимости стимулировать добычу. Окончательное решение будет принято на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, говорят чиновники. Осталось определить, на каких месторождениях проводить эксперимент – от этого зависят и риски для бюджета, объясняет один из них. Представители Минфина, Минэнерго и Дворковича отказались от комментариев.
Суть эксперимента, предложенного Минэнерго, – составить список пилотных месторождений, на которых НДПИ будет отменен, а компании будут платить НФР, налог на прибыль и пошлины (см. врез). Пилоты отберет само Минэнерго, критерии оно пока не раскрывало. Минэнерго уже получило от компаний предложения включить в список 35 месторождений, из них оно собирается отобрать 12 проектов «Лукойла», «Газпром нефти» (Вынгаяхинская группа) и «Роснефти», говорят два чиновника. Минфин настаивает на том, чтобы были определены четкие критерии для автоматического отбора месторождений. «Один из обсуждаемых вариантов – небольшие месторождения с небольшим дебетом (если они не новые, а действующие)», – говорит один из чиновников. При таких критериях из списка выпадут многие проекты, отобранные Минэнерго, признает он. Минэнерго отобрало месторождения, у которых нет льгот, хотя разработка запасов требует больших расходов. Некоторые будут разрабатываться и при действующей налоговой системе, уверен один из чиновников: Минэнерго фактически пытается расширить льготы для нефтяников. Минфин согласен на эксперимент и на действующих проектах без льгот, но нужно установить лимит по их выработанности, говорит чиновник.
Дворкович считает, что критерии нужны, но последнее слово должно оставаться за правительством, оно будет определять, кто попадет в список. Это, по сути, ручное управление, замечает один из чиновников. Бюджет и так теряет более 4 трлн руб. из-за снижения планируемой на этот год цены нефти вдвое до $50 за баррель, а девальвация рубля компенсирует менее половины этих потерь. Нефтяники же благодаря девальвации чувствуют себя неплохо, говорит один из чиновников. Минфин изначально вообще выступал против НФР и предлагал экспериментировать с другим новым налогом – на добавленный доход (НДД, см. врез). Дворкович и Минэнерго не против НДД, но трехлетний эксперимент предлагают провести с НФР. Основной бенефициар эксперимента – «Газпром нефть». У компании почти нет льгот и она много тратит на новые технологии, рассказывают чиновники. По сути, «Газпром нефть» хочет профинансировать НИОКР за счет госбюджета, замечает один их них.
Вынгаяхинская группа «Газпром нефти» добывает всего около 2 млн т в год при общей добыче компании в 2014 г. в 66 млн т, говорил ее представитель. На этих месторождениях при действующей налоговой системе значительная часть запасов никогда не будет разработана, уверял он. Расходы на разработку трудно-извлекаемых запасов могут доходить до $37–40 — при цене $60 за баррель государство забирает $30, а компании несут убытки на $7–10, рассказывает топ-менеджер другой нефтяной компании. На месторождениях, которые компании готовы разрабатывать и при действующей системе, НФР можно калибровать так, чтобы доходы бюджета остались прежними, указывает топ-менеджер. Бюджет будет нести потери только на участках, которые сейчас не разрабатываются, говорит он. Риски для бюджета условные, считает чиновник, знакомый с позицией Минэнерго. Рост добычи на пилотных месторождениях увеличит в будущем и налоговые поступления, потери в первый год окупятся, уверен он
Комментарии