Задолженность банковской системы перед Банком России уверенно сокращается второй месяц подряд. Причин две: кредитные организации, с одной стороны, поддержало население, которое возвращается в депозиты, а с другой — отпугнула высокая ключевая ставка. На 1 марта 2015 года задолженность банковского сектора перед ЦБ по операциям РЕПО составляла всего 1,4 трлн рублей. Для сравнения: в прошлом году она колебалась в диапазоне 3-4 трлн рублей. В последний день прошлого года этот показатель составил 2,8 трлн рублей.
Снижение началось в январе и продолжается по сей день. На этом фоне ЦБ постепенно сокращает лимит средств, предоставляемых на аукционе. «Ситуация кардинально изменилась. Если в прошлом году лимиты по недельному аукционному РЕПО превышали 2,5-3 триллиона рублей, то в последний месяц они куда меньше — 1,3-1,4 триллиона. Проще говоря, лимиты уполовинились», — констатирует старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин. Этот процесс эксперты считают закономерным, на подобные шаги ЦБ вынудила ситуация на валютном рынке, когда курс евро в декабре 2014 года в моменте поднимался до 100 рублей. В условиях резкого ослабления национальной валюты регулятор решил перекрыть поток дешевых рублей.
«Если в качестве ориентира выбрано снижение процентных ставок, Банк России проводит операции, направленные на увеличение ликвидности банков (предложение денег), путем осуществления прямой покупки облигаций на внутреннем долговом рынке, через операции РЕПО, ломбардные кредиты и операции по покупке иностранной валюты. Однако в условиях экономической и финансовой нестабильности, когда доверие к национальной валюте падает, дополнительная рублевая ликвидность не ведет к снижению процентных ставок, а перетекает на валютный рынок, оказывая дополнительное давление на цены», — поясняет политику ЦБ начальник аналитического департамента агентства RusRating Александр Овчинников. В продолжение этого курса, направленного на ограничение рублевой ликвидности, как отмечает эксперт, в конце декабря 2014 года правительство направило директиву пяти крупнейшим госкомпаниям-экспортерам продавать валюту на внутреннем рынке и на еженедельной основе отчитываться перед ЦБ. «Подобную политику можно охарактеризовать как монетарное или количественное таргетирование с элементами неявного валютного контроля», — отмечает Овчинников.
Показательно, что процесс уменьшения объемов, предоставляемых на аукционах РЕПО, шел параллельно с постепенным сокращением задолженности по аукционам под залог нерыночных активов. Этот показатель по итогам февраля снизился с январских 4,5 трлн рублей до 3,86 трлн. Такое сокращение потребностей банков в ликвидности показательно после декабря, когда ситуация на рынке междилерского РЕПО была близка к критической. «Пик кризиса ликвидности был во второй половине декабря, ставки по однодневным операциям доходили до 50% годовых. Это было связано с сильным давлением на рубль на валютном рынке», — напоминает Сергей Алин.
Впрочем, в новых условиях сокращение лимитов произошло вместе с падением спроса на рубли от ЦБ со стороны кредитных организаций. Интерес банков к операциям РЕПО, на которых они зарабатывали весь прошлый год, снизился после того, как 16 декабря 2014 года ЦБ повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%. 2 февраля 2015 года ставка была снижена до 15% годовых. Однако она остается на высоком уровне. Таким образом, схема, к которой прибегали банки, покупая облигации с доходностью выше ключевой ставки и отдавая их под залог в ЦБ, теперь не работает. Так как на рынке фактически нет фондовых активов с доходностью выше ключевой ставки, банки больше не могут зарабатывать на разнице между ставкой купона облигации и ставкой РЕПО.
В результате за помощью к Банку России обращаются лишь самые нуждающиеся, а таких все меньше. Население постепенно возвращается к размещению средств в депозиты, что оказывает поддержку кредитным организациям. Ведь депозиты традиционно считаются наиболее дешевым способом привлечения средств для банков. «Население постепенно возвращается в банковские депозиты, поскольку раскручивание инфляционной спирали в сочетании с признаками укрепления рубля не оставляет других возможностей для спасения сбережений», — поясняет начальник аналитического управления банка «Зенит» Кирилл Сычев. Способствует возращению населения в депозиты и постепенная нормализация на валютном рынке. «Так как регулятор ждет, что приток средств населения продолжится, объем операций РЕПО с ЦБ будет сокращаться», — полагает Кирилл Сычев.
Комментарии