Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) рассчитывает вернуться к вопросу об установлении конечных бенефициаров земель сельхозназначения. Аграрии утверждают, что внесение поправок в законодательство позволит пресечь незаконную скупку земель иностранцами. Аналитики рынка считают, что предлагаемые изменения существенно затруднят скупку земель. Одновременно это усложнит жизнь российским землевладельцам и увеличит нагрузку на надзорные ведомства, призванные мониторить бенефициаров.
Как сообщил председатель совета АККОР Вячеслав Плотников, ассоциация рассчитывает, что новый состав Госдумы вернется к рассмотрению поправок к закону «Об обороте земель сельхозназначения». Смысл поправок заключается в том, чтобы выявлять конечных бенефициаров земель сельхозназначения и, таким образом, пресекать скупку участков иностранными гражданами. Хотя владение землей иностранцами в России официально запрещено, законодательно есть возможность скрыть конечного владельца.
Изменениями предполагается установить обязанности для юрлиц — собственников земельных участков раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах, а также установить ответственность за нарушение этих норм. Кроме того, законопроект предлагает снизить максимальный размер сельхозугодий, расположенных на территории одного муниципального района, который может находиться в собственности одного лица. Эта мера, рассчитывают ее инициаторы, позволит сохранить долю малых и средних предприятий, которые на данный момент производят более половины сельхозпродукции в стране.
В свою очередь, обязанность раскрывать бенефициаров «будет способствовать уменьшению нарушений земельного законодательства, реальному ограничению и запрету на право собственности за иностранными лицами на земельные участки из земель сельсхозназначения, а также исключению «захвата» государственных земель этими лицами».
Как пояснил Плотников, такие предложения стали реакцией ассоциации на неоднократные сигналы от фермеров из Курской, Воронежской, Рязанской и других областей, утверждающих, что иностранцы скупают на их территории земли. Конкретных данных — кто скупает и в каком объеме — собеседник «Известий» не предоставил.
Интересно, что законопроект вызвал разногласия в самой Госдуме. Как рассказали «Известиям» в парламенте, один из аргументов против — риск заодно с иностранцами отбить желание вкладывать средства в покупку земель и у российских инвесторов.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев считает инициативу полезной, если она будет касаться именно бенефициаров-иностранцев. Ведь российские бизнесмены часто используют схему, при которой они являются собственниками земли через компании, зарегистрированные на территории иностранных государств. С другой стороны, по его мнению, в данный момент эти изменения уже вряд ли кардинально изменят ситуацию на земельном рынке, поскольку «все уже всё купили», и большая часть земли, по его оценке, принадлежит именно российским компаниям.
Действительно, по данным аналитической компании BEFL на апрель 2016 года, крупнейшие собственники российских земель — отечественные холдинги. 43 компании, у каждой из которых в собственности не менее 100 тыс. га, в общей сложности контролируют почти 10,5 млн га сельхозугодий земли (на 16% больше по сравнению с 2015 годом). Больше всего земель у холдингов «Продимекс» (790 тыс. га), «Мираторг» (594 тыс. га) и «Русагро» (594 тыс га). При этом уже известно, что «Продимекс» намерен увеличить площадь своих угодий за счет приобретения российских земель банкротящегося казахского холдинга «Иволга-Центр».
Президент гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов поясняет, что в данный момент действие закона «Об обороте земель сельхозназначения» распространяется лишь на юридических лиц, в уставном капитале которых доля иностранных граждан или юридических лиц составляет более чем 50%. Соответственно, компании, в которых доля участия зарубежного бизнеса составляет менее 50%, находятся вне сферы регулирования.
— Предложенные поправки помогут значительно затруднить практику скупки земель иностранцами, но вряд ли приведут к полному прекращению скупки земель гражданами других государств, — заявил эксперт.
По его мнению, вероятным ответом на это станет увеличение числа номинальных собственников и скупка территориально близких участков, занимающих небольшие площади, подставными лицами, аффилированными с единым бенефициаром. К аналогичным методам, возможно, будут прибегать и крупные земельные собственники из числа россиян.
— Также следует учитывать, что структуры Росреестра, Россельхознадзора и Росприроднадзор, на которые ляжет основная доля ответственности за мониторинг бенефициаров, в настоящий момент перегружены текущими задачами и не имеют ресурсов для того, чтобы наладить полноценный контроль, — добавил Олег Сухов.
Партнер юридической компании Westside Advisors Сергей Водолагин поясняет, что в соответствии с предлагаемыми поправками доля возможного участия иностранцев в юрлицах, владеющих участками сельхозназначения, может составлять не до 50%, а не более 25%. При этом норму планируется распространять не только на прямых акционеров или участников российских юридических лиц, но и на их конечных бенефициаров. То есть обойти правило об ограничении прав иностранцев в отношении сельхозземель будет труднее.
Однако, как считает юрист, законодательная инициатива не лишена изъянов. Например, неясно, почему бенефициар определяется как физическое лицо, прямо или косвенно имеющее «преобладающее участие более 25% в капитале», а не как принято — более 50%. Кроме этого, нет определенности в том, как должен действовать закон в отношении физических лиц, имеющих как российское, так и иностранное гражданство.
— Сможет ли, например, Жерар Депардье разбивать виноградники в Крыму? — задается вопросом Сергей Водолагин.
Комментарии