Банки в 2016 году ускоренными темпами пытаются избавиться от плохих долгов, быстрее, чем в 2015-м, распродавая их коллекторам. В компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», чье исследование отмечает эту тенденцию, объясняют это тем, что в период кризиса кредитные организации пытаются выставить задолженности клиентов на продажу для получения максимальной прибыли. Однако эксперты видят причину в другом — в 2017 году вступает в силу закон о коллекторах, согласно которому должник может отказать банку в праве продать просрочку третьему лицу. Тогда кредитная организация сможет взыскать задолженность только через суд, что не только отяготит баланс, но и повысит расходы.
Как указывает «Секвойя» в своем мини-исследовании, в 2016 году в России наметилась тенденция — банки быстрее, чем в прошлые периоды, избавляются от портфелей просроченных кредитов (см. график) и продают их коллекторам.
— Позитивным трендом можно назвать сокращение более чем в 2,5 раза доли размещения «4+» (под размещением понимается не продажа, а передача портфеля плохих долгов по агентскому соглашению. — «Известия»). Это свидетельствует о том, что банки в период кризиса стараются как можно быстрее обработать портфель и выставить его на продажу для получения максимальной прибыли. Ведь цена на портфель в таком случае будет в несколько раз выше, чем при ситуации, если он был размещен пять или шесть раз, — рассказала президент «Секвойи» Елена Докучаева. По ее мнению, таким образом появляется тенденция, близкая к европейской, — когда портфель размещается два раза, а затем выставляется на продажу. В России в 2016 году стала доминировать категория «3».
Если говорить проще, в прошлом году банки более чем в трети случаев три раза прибегали к агентским соглашениям с коллекторами прежде, чем продать им портфель просроченных кредитов. При этом более чем в трети случаев кредитные организации оттягивали момент продажи, пытаясь решить вопрос за счет агентской договоренности с коллекторами. Как рассказали в компании «Секвойя», количество таких попыток могло доходить до семи. Однако в 2016 году ситуация изменилась — банки стараются не прибегать более чем к трем размещениям, а затем продают коллекторам портфель.
Одновременно в 2016 году снизились и ранние размещения (см. график). Однако этот момент легко объясним.
— В последние два года объем розничного кредитования существенно сократился, соответственно, новой «просрочки» практически нет. Отсюда и снижение первых размещений. Размещения «4+» — это уже достаточно старая просрочка, которая в настоящее время банками уже полностью зарезервирована. Кредитным организациям выгоднее продавать такие портфели пусть и за бесценок, чем держать их на балансе, — поясняет руководитель банковских рейтингов НРА (Национальное рейтинговое агентство) Егор Иванов.
В дальнейшем, прогнозирует он, с ужесточением требований к коллекторам, объемы размещений «4+» сократятся. Этого же мнения придерживается и аналитик по банковским рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Мария Зинина.
— На текущий момент проблема плохих долгов на банковском рынке стоит довольно остро, а вступление в силу закона о коллекторской деятельности в 2017 году может несколько усложнить работу российских банков, — указывает аналитик.
В частности, по новому закону, поясняет она, заемщик вправе отказаться от передачи его долга от банка-кредитора третьему лицу (коллектору).
— В таком случае банк сможет взыскать задолженность только через суд, что приведет как к увеличению просрочки на балансе банка (которую ранее он мог продать коллекторскому агентству), так и к росту административных расходов, связанных с многочисленными судебными издержками, — подчеркивает Мария Зинина.
Поэтому банки пытаются успеть до нового года продать плохие долги коллекторам. По прогнозам, в 2016-м объем рынка цессии составит 0,5 трлн рублей, что на 4–5% больше, чем в 2015-м.
Коллекторы в этой тенденции видят позитив для должников. По словам Елены Докучаевой, чем быстрее кредитная организация продает портфель, тем это выгоднее для заемщиков с просрочкой.
— Продажа долга с минимальным количеством размещений отчасти также выгодна. Во-первых, все проценты, пени и штрафы автоматически замораживаются, то есть сумма долга перестает расти. Во-вторых, после продажи инвестор нередко готов предоставить должнику такую рассрочку погашения, которая будет соответствовать финансовым возможностям последнего. Например, должнику необходимо погасить 10 тыс. рублей, но он сможет это сделать не за четыре месяца, как требовал первоначальный кредитор или коллектор-агент, а в течение года, — уверена президент «Секвойи».
Аналитик RAEX Мария Зинина полагает, что вступление нового закона в силу существенно облегчит жизнь должникам, имеющим просрочку.
— Четкая регламентация ведения деятельности коллекторских агентств, безусловно, позволит защитить интересы заемщиков банка, допустивших просрочку, от деятельности недобросовестных «черных» коллекторов, — сказала она.
При этом аналитик отмечает, что перемены вряд ли приведут к улучшению платежной дисциплины. По ее словам, количество заемщиков, которые отказываются общаться с кредитором по принципиальным соображениям, может увеличиться в несколько раз с учетом прав, которые даст им новый закон о коллекторской деятельности.
Комментарии