Соединенные Штаты возобновили импорт нефти из России — после полуторагодового перерыва. Тестовая закупка состоялась в октябре, спустя месяц — еще одна партия. Объемы невелики, но это же прямое нарушение собственных санкций. И цены намного выше установленного в G7 потолка. В чем тут дело — разбиралось РИА Новости.
Отмыли и купили
Запрет на импорт российских нефти и нефтепродуктов в США действует с весны 2022-го. Последняя партия была в апреле, подчеркивали не раз в Белом доме.
Но и Вашингтон, и Брюссель не раз ловили на закупках всевозможных смесей. На американский рынок российское топливо попадало через Суэцкий канал и Атлантику, в частности, с индийских нефтеперерабатывающих заводов.
«
«В прошлом году импорт «отмывали» в хабах в Индии, Малайзии, Индонезии, Алжира и Турции. На Западе российской нефти по-прежнему немало», — отмечает Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс».
В ноябре международная неправительственная организация Global Witness констатировала: в эмбарго много лазеек. Благодаря тем же смесям, например. По оценкам, с января по сентябрь 2023-го американцы приобрели 30 миллионов баррелей, солидно пополнив российский бюджет.
Среди клиентов Москвы — Shell, BP, Sunoco. В деле замешаны крупнейшие западные трейдеры — Trafigura, Vitol и Gunvor, указывалось в отчете организации.
В Trafigura и Gunvor поспешили откреститься, заверив, что «не закупают сырую нефть российского происхождения» и строго соблюдают санкции. В Vitol же уточнили, что «экспорт с турецких и индийских нефтеперерабатывающих заводов не запрещен».
А сейчас обнародовали свежую статистику. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в октябре в страну поступило 36,8 тысячи баррелей из России на 2,7 миллиона долларов. В ноябре — 9,9 тысячи баррелей на 750 тысяч долларов.
Остатки сладки
«
Конечно, импорт невелик. Но платили по 74 доллара в октябре и 76 — в ноябре. А потолок — 60. И это уже скандал.
Эксперты объясняют: данные поставки — остатки заключенных ранее, до эмбарго, контрактов.
«В США экономика во многом определяет политику. Поэтому отложенные контрактные обязательства, которыми, вероятно, обусловлены обсуждаемые мини-поставки, выполняются беспрекословно. Отсюда и цена», — говорит Павел Марышев.
«В виде исключения»
Но есть и такое мнение: поставки свежие, а поскольку обходные пути давно изучены, американская статистика не стала ничего маскировать. Что же касается нарушения потолка — покупателям «приспичило», было уже не до этого. Американским НПЗ нужна тяжелая нефть, а такую в США не добывают, всегда импортировали — из России, Ирана и Венесуэлы.
«
«Все три государства находятся под американскими санкциями. Вот и образовался дефицит. Возможно, покупали через посредников, но сути это не меняет», — отмечает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Евгений Шатов, партнер Capital Lab, добавляет: хотя США остаются крупнейшим производителем нефти в мире, энергоресурсов на внутреннем рынке не хватает, а это чревато резким удорожанием горючего и других товаров.
Борясь с ростом цен, Вашингтон выбрасывал на рынок миллионы баррелей из стратегических запасов. Как сообщила Ассоциация нефтегазовой промышленности США, администрация Байдена за год израсходовала 40 процентов национальных резервов — до самого низкого уровня за 30 лет.
«
«В декабре Минфин США обновил механизм по соблюдению ценового потолка на нефть и нефтепродукты из России. Поставщиков обязали получать подтверждение от контрагентов при каждой загрузке и отгрузке. Однако в условиях острого дефицита американцы легко нарушают собственные санкции», — подчеркивает Евгений Шатов.
В частности, импорт возможен благодаря специальным лицензиям, выдаваемым Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC).
Комментарии