Антонина Лопаева, aif.ru: — Павел Александрович, экономисты говорят, что в 2022 году россияне старались экономить на всем, что только можно. А что происходит сейчас?
Павел Самиев: — Весь текущий год мы живем под знаком сильного роста потребления по всем сегментам. Люди активно покупают товары и услуги, активно берут кредиты. Все факторы свидетельствуют о том, что у нас локальный потребительский бум.
Есть такой показатель, как индекс потребительского оптимизма. Он демонстрирует мнение людей: считают ли они, что сейчас хорошее время для различных трат. Потребители оценивают, есть ли у них на это деньги, не скажутся ли траты на будущих расходах и прочее. Так вот, индекс потребительского оптимизма сейчас на максимуме. Фактор инфляции тоже есть; люди боятся, что дальше будет еще дороже, и это подстегивает потребление.
— Почему?
— Факторов много. Повлияли минимальная безработица, которая снизилась до исторического минимума, а также рост зарплат в промышленном секторе и сфере услуг. Даже несмотря на всплески инфляции, доходы у людей все равно выросли. Население получило деньги и теперь тратит их внутри страны.
— Как думаете, долго доходы населения будут расти?
— Все зависит от того, как долго бюджет сможет справляться с этим. Большой всплеск активности экономики во многом связан с расходами бюджета на ВПК. Но год заканчивается не так плохо, как многие прогнозировали: большого дефицита бюджета нет. Значит, в ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего роста зарплат.
— Неужели рост спроса идет по всем категориям товаров?
— За исключением разве что отечественных автомобилей. В Россию хлынули автомобили из Тихоокеанского региона. Сделок много, самую большую долю занимают китайские авто, а российские производители не успевают наращивать производственные мощности вслед за спросом. Поэтому отечественных автомобилей в текущем году продается примерно на 20% меньше, чем в 2021.
— А что с туризмом?
— Сохраняется ажиотажный спрос. Если в пандемию этот сегмент сильно просел, то теперь люди активно путешествуют как по России, так и за рубежом. Конечно, сменилась структура направлений: реже ездят в страны Европы, зато в разы чаще летают в ОАЭ, Таиланд, Шри-Ланку.
— Летом и осенью в России все рекорды били сделки с жильем. Продолжают покупать?
— Стоимость квадратного метра и ставки по ипотеке пошли вверх, и это постепенно охлаждает гиперспрос. К загородной недвижимости интерес поутих после бума в 2020-2021 годах. Зато приобретение материалов для отделки и ремонта по-прежнему актуально.
— Одежда и обувь: сейчас люди готовы на этом экономить?
— По масс-маркету объем покупок прирастает, а в сегментах «средний» и «выше среднего» — падение. Для этой категории покупателей более значима сила бренда. Но большинство людей вполне охотно перейдет на корейские, китайские, иранские товары, а также бренды из Центральной Азии и России. И это хороший шанс для новых зарубежных продавцов громко заявить о себе, не особо тратясь на рекламу.
— Давайте поговорим о развлечениях. В ковидные времена этому сегменту сильно не повезло…
— После пандемии, а также весны 2022 года потребители перестали сидеть по домам. Не очень хорошо идут дела у киноиндустрии и, вероятно, концертной деятельности — тут общий спад. А в целом все, что касается спорта, общепита, хобби, походов в театр, набирает обороты.
— Есть покупки, которые лучше сделать уже сейчас, чтобы не переплачивать за них в ближайшем будущем?
— Все, что могло сильно подорожать, уже подорожало. Цены на бытовую технику, строительные и отделочные материалы, конечно, продолжат расти, но, думаю, это будет в пределах среднего уровня инфляции. Единственное исключение, которое сейчас вижу, — автомобили. В ближайший год вряд ли их стоимость поднимется вдвое, как это было год назад. Но тенденция к росту не исчерпана, так что, если есть необходимость и возможность сменить автомобиль, лучше не затягивать с покупкой.
Комментарии