За первую половину 2023 года товарооборот между Россией и Индией вырос почти втрое. Основную долю товарооборота составляет российский экспорт — в основном сырьевой. В беседе с aif.ru экономист, директор Института нового общества Василий Колташов рассказал, какие ещё товары и услуги в перспективе могли бы предложить друг другу страны.
В первом полугодии российско-индийский товарооборот вырос в 2,9 раза — до 33,5 млрд долларов, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные индийского министерства торговли и промышленности. В том числе отечественный экспорт в Индию утроился и достиг 31,5 млрд. Основная доля — нефть и нефтепродукты — увеличилась в 4,4 раза и достигла 25,2 млрд долларов. В 1,4 раза — до 1,3 млрд долларов — выросли продажи удобрений. Кроме того, Россия продала на 35% больше алмазов — сумма сделок составила 616 млн долларов.
Индия продаёт в нашу страну гораздо меньше, но импорт тоже растёт — в 1,7 раза, до 1,9 млрд долларов. Речь идёт, прежде всего, о лекарствах, но не только: ещё мы покупаем табак и ракообразных. В итоге торговый профицит России с Индией увеличился в 3,3 раза — до 29,6 млрд долларов.
Между тем, товарооборот с крупнейшим индийским торговым партнёром — США — за тот же период снизился на 11% — до 59,4 млрд долларов. На 9% — до 54,3 миллиарда — уменьшилась и доля Китая. Торговля с Объединёнными Арабскими Эмиратами сократилась на 11% — до 38,8 млрд долларов.
«В мировой экономике сейчас происходит перераспределение товарных потоков, — прокомментировал Василий Колташов. — Потоки, которые раньше шли от нас в Евросоюз, перераспределены в другие страны. И как раз Индия — лидер этого процесса. Товарооборот с Китаем тоже растёт, но медленнее — по крайней мере, в этом году».
По мнению эксперта, кроме традиционного сотрудничества в сфере вооружений, в будущем речь может идти и об экспорте других товаров.
45% населения планеты Земля. БРИКС расширяется сразу на шесть новых стран«В Индию может быть направлена сельскохозяйственная техника — причём и российская, и белорусская, ведь у нас в этой сфере развивается кооперация, — уточнил он. — Кроме того, мы можем поставлять мебель. Если возродится отечественное гражданское самолётостроение, а к этому всё идёт, Россия будет поставлять самолёты и вертолёты. Хотя здесь вопрос в том, насколько мы сможем решить наши собственные проблемы. Перспективное направление — железнодорожный транспорт: опять же, если нам самим будет достаточно своего производства».
Однако самый серьёзный вопрос в торговых отношениях между странами, на взгляд Василия Колташова, состоит в том, что Индия может предложить России.
«Не так давно была новость об огромных российских средствах, застрявших в Индии, — напомнил экономист. — Грузы-то ушли, а деньги остались в рупиях на счетах в индийских банках, в Россию их перевести сложно. Понятно, что экспортёры участвовали в игре на понижение курса рубля, но тем не менее вопрос остаётся насущным. Почему мы получаем индийские медикаменты? Патентная политика Индии не ориентируется на США, местное право запрещает патентовать изделия — только способ производства. И этот подход — как раз то, что мы должны импортировать. Наша патентная система полностью настроена на учёт американских интересов — так было до СВО и остаётся сейчас. Не дай Бог обидеть Соединённые Штаты и их правообладателей. Поэтому мы не копируем лекарства, как индийцы, а покупаем у них. Надо перенять и усовершенствовать их право».
Кроме того, собеседник предположил, что Индия могла бы стать привлекательным для россиян зимним курортом, где российские компании имели бы собственные отели. Эта страна стала бы альтернативой Таиланду и Вьетнаму, которые ориентированы на США. Отечественные фирмы с частично российским персоналом и нашими стандартами гигиены могли бы стать хорошим решением проблемы дефицита мест отдыха.
Вместе с тем фрукты Россия может дешевле покупать в Египте или Иране, а рис мы производим и сами. Так что эти направления сотрудничества не столь благоприятны.
Комментарии