«Ключевые драйверы — повышение маржинальности в сравнении с 2021-2022 гг. при одновременном росте объемов доходных активов и существенном снижении стоимости риска в сравнении с прошлым годом. Рентабельность капитала составит более 15%», — приводятся в сообщении слова Михаила Доронкина, управляющего директора группы рейтингов финансовых институтов НКР.
По итогам IV квартала 2022 года чистая процентная маржа (NIM) в целом по сектору составила 4,7% против 4,3% в 2020-2021 гг.
«Мы ожидаем ее сохранения в диапазоне 4,3-4,6% в течение года, учитывая стабильность стоимости фондирования в I квартале», — указывает Доронкин.
Банковские активы прибавят 11-13% без учета валютной переоценки и по итогам года могут преодолеть отметку в 150 трлн руб. Схожую динамику продемонстрирует и кредитование. В результате совокупный объем кредитов на балансах банков к концу 2023 года увеличатся примерно на четверть по сравнению с концом 2021 года, что в сочетании с более высокой маржой позволит заметно нарастить совокупные процентные доходы.
Наиболее быстрорастущим сегментом останется кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ), хотя подъем для этого направления замедлится. НКР ожидает некоторого ускорения в необеспеченном кредитовании, одновременно с этим в ипотеке прогнозируется небольшое торможение из-за повышения стоимости кредитов и ужесточения регулирования.
Банки в 2023 году создадут на 1 трлн рублей меньше резервов, что высвободит доходы. С учетом обязательных резервов по заблокированным активам общий объем резервов в системе составит около 1,5 трлн рублей против 2,5 трлн рублей годом ранее. Стоимость риска по кредитным портфелям при этом снизится на фоне стабильной макроэкономической ситуации, однако останется выше, чем в 2021 году.
НКР исходит из предпосылки об отсутствии новых макрошоков, сопоставимых с февралем-мартом 2022 года, и стабильной динамики стоимости фондирования.
Согласно базовому сценарию рейтингового агентства, ключевая ставка в 2023 году будет находиться в диапазоне 7,0-7,5%, при этом незначительные движения ставки не окажут заметного влияния на стоимость кредитных и депозитных продуктов.
«Мы полагаем, что после снижения на 2,1% в 2022 году реальный ВВП в текущем году не изменится либо слабо вырастет (не более чем на 1%). На этом фоне ожидается некоторое восстановление потребительской активности населения, которое будет связано как с оживлением потребительского кредитования, так и с постепенным снижением склонности населения к сбережению», — отмечает Доронкин.
Комментарии