Официальная формулировка из нового топливного законопроекта звучит довольно тяжеловесно и непонятно: «ценовой дифференциал, применяемый для расчета демпфирующего механизма на бензин и дизель с апреля 2023-го по декабрь 2025 года, увеличивается с $20 до $25 за баррель». Что это означает?
«В результате предлагаемых корректировок правительство уменьшит разницу между внутренней и экспортной ценой в сторону повышения последней. Это означает, что государство будет выплачивать нефтяникам субсидии в сокращенном размере, то есть примерно на 25% меньше, чем в предыдущие годы», — объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
О каких субсидиях идет речь? Последние годы правительство контролирует цены на АЗС за счет так называемого топливного демпфера, который призван обеспечить прибыльность продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Суть этого механизма заключается в следующем. Когда мировые котировки бензина растут, то нефтяникам становится выгодней поставлять больше горючего на экспорт. В результате объемы запасов топлива в России сокращаются и возникает риск появления дефицита нефтепродуктов, который, как правило, приводит к подорожанию горючего.
Чтобы цены на отечественных заправках росли не слишком сильно и не страдали автомобилисты, государство выплачивает производителям компенсацию, позволяющую поддерживать стоимость бензина на постоянном уровне. В обратном случае, когда мировые котировки оказываются ниже российских, компании обязаны поделиться с федеральным бюджетом частью «сверхдоходов», полученных от проданного на внутреннем рынке топлива.
До последнего времени все были довольны. Например, в прошлом году розничная стоимость бензина, по оценке Росстата, выросла менее чем на 1% (при общей инфляции почти в 12%). Впрочем, нефтяники также не остались в обиде — в рамках компенсации по демпферу они получили из бюджета рекордную за всю историю сумму в размере почти 2,2 трлн рублей.
Как полагает финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров, изменения по демпферу помогут компенсировать возникающие сейчас потери федерального бюджета. От корректировки налогообложения правительство рассчитывает получать до 25 млрд рублей ежемесячно.
Такое решение необходимо, поскольку в январе дефицит бюджета достиг рекордного размера в 1,76 трлн рублей, при том, что на весь 2023 год он был запланирован в размере 2,9 трлн рублей. Теперь дефицит бюджета по итогам этого года рискует составить 5-7 трлн рублей.
«Бизнес будет вынужден компенсировать сокращение прибыли через повышение стоимости конечной продукции, поэтому изменение законодательства может привести к росту розничной стоимости топлива на внутреннем рынке. Что в свою очередь повлияет на потребительский спрос, поскольку люди будут вынуждены больше экономить на автомобильных поездках», — полагает эксперт.
Вместе с тем пока нет причин для ощутимого повышения цен на заправках. «Конечно, подорожание нефтепродуктов на российском рынке в этом году будет более существенным, чем в 2022-м. Впрочем, в любом случае цены на бензин, скорее всего, не обгонят уровень инфляции, которая предполагается в пределах 6-8% за год. Рост цен на бензин в любом случае будет сдерживаться демпфирующим механизмом, так как сам механизм никто не отменял и вряд ли отменит», — утверждает Мильчакова.
Впрочем, не исключено, что нефтяники взбунтуются, если посчитают урезанный объем компенсации недостаточным для покрытия своих экспортных потерь. По словам эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, в таком случае компании пойдут в правительство и будут настаивать если не на восстановлении прежних условий выплат субсидий по демпферу, то хотя бы на их коррекции в сторону увеличения. А нефтяное лобби в нашей стране остается одним из самых могущественных. Поэтому существует серьезное подозрение, что нынешнее изменение демпфера — инструмента, за счет которого регулируются топливные цены на внутреннем рынке — далеко не последнее.
Комментарии