Временный запрет экспорта бензина и установленная предельная стоимость горючего в опте — такие строгие ограничения могут быть введены на российском топливном рынке уже в ближайшее время. Подготовить все необходимые сопроводительные документы вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго после своей встречи с руководителями нефтяных компаний, на которой обсуждались возможные меры по стабилизации цен на отечественных АЗС. Вновь включая ручное управление, правительство подтверждает, что административный ресурс по сей день остается главным инструментом воздействия на рынок горючего в России.Целесообразность временного запрета экспорта бензина и соглашений с нефтяниками по введению максимально допустимых региональных оптовых цен Минэнерго должно оценить с учетом ситуации на рынке нефтепродуктов в III квартале 2021 года. Пока от нефтяников только потребовали увеличить на 1% минимальные объемы поставляемого на биржу бензина и дизеля. Вместе с тем сделки с производителями могут быть заключены гораздо раньше. Как отмечал Новак накануне встречи с главами добывающих концернов, «в течение короткого времени, одной-двух недель, будет дополнительно изучена ситуация и будут подготовлены соответствующие предложения».
Сесть за стол переговоров с лидерами нефтяной отрасли вице-премьера вынудила надвигающаяся буря на отечественном рынке бензина. По оценке Российского топливного союза (РТС), за последние полгода биржевая стоимость АИ-92 подскочила почти на 21%, а на АИ-95 — почти на 28%. В рознице цены выросли несколько меньше — на 6-7%, однако, по словам главы РТС Евгения Аркуши, на фоне летнего скачка спроса еще на 10-20% в нашей стране может возникнуть дефицит топлива, что станет трамплином для еще большего взлета цен на заправках. «Стоимость Brent стойко укрепилась над психологически важным рубежом в $75 за баррель. Такие высокие котировки соблазняют нефтяные компании на увеличение экспорта в ущерб поставкам на переработку для внутреннего рынка, что провоцирует рост цен. Литр АИ-95 в рознице с начала года подорожал с 48 рублей до 50,3 рубля, опередив по темпам роста даже потребительскую инфляцию в 6%», — отмечает главный аналитик TeleTradeМарк Гойхман. Остановить рост топливных цен не помогла коррекция демпферного механизма, предусматривающего выплату государством компенсации нефтяникам при высоких мировых котировках сырья — с мая правительство увеличило размер таких отчислений.
«Несовершенство демпферного механизма — не новость, дискуссия по этому вопросу началась еще в 2020 году, — говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. — В то же время нынешняя ситуация на топливном рынке действительно выглядит исключительной и требует от профильных ведомств проработки точечных регуляторных мер».
«Учитывая острую социальную значимость стоимости бензина на АЗС, государство намерено использовать противодействующие подорожанию механизмы. Такие сугубо административные меры крайне нежелательны. Они способствуют возникновению дефициту топлива из-за ограничения производства и рискуют привести к подрыву всего рынка», — предупреждает Гойхман.Наибольшую тревогу независимых аналитиков вызывает возможное эмбарго на экспорт горючего. Как полагает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников, такая мера негативно отразится на рентабельности и доходах многих отечественных НПЗ, регулярно продающих в Европу значительные объемы бензина. Экспортный шлагбаум вынудит заводы перенаправлять топливо на менее привлекательный внутренний рынок, меняя логистику и структуру маркетинга нефтепродуктов. «Производители активизируют сбыт нафты, получаемой после первой перегонки сырой нефти, что в итоге станет причиной для снижения изготовления готового моторного топлива для внутреннего рынка», — говорит аналитик.
Рядовым автовладельцам в такой ситуации остается только ждать, какой эффект принесет возможное ужесточение политики государства на отечественном рынке горючего. Как поясняет Галактионов, цель правительства — сохранить подорожание бензина в рамках общей инфляции. К концу года официальная статистика несомненно покажет, что эта задача выполнена. Более того, чиновники заявят, что стабилизации стоимости нефтепродуктов способствовали принятые ими меры. Но цена такой «стабилизации» — полный отказ от рыночных механизмов и переход к административному управлению рынком топлива. «Эти меры, к сожалению, могут оказаться из серии «одно лечим, другое калечим», — делает вывод Игорь Галактионов.
Комментарии