й газотранспортной системе к середине лета. Еще через два-три месяца, после прохождения диагностики и тестирования, «Газпром» может приступить к первым поставкам «голубого топлива» по новому маршруту в обход Украины.
Впрочем, если зарубежные противники завершения строительства газопровода продолжат вставлять палки в колеса проекта (Вашингтон вводит новые санкции против «Северного потока-2», а ряд представителей Европарламента предложил окончательно «утопить» трубу на морском дне), Россия не исключает возможности оспаривать свои интересы в суде. «Только нужно понять, в какой суд можно обратиться. Нужно смотреть, где эти споры рассматриваются», — подчеркнул Медведев, добавив, что иск потенциально может быть подан даже в американскую арбитражную инстанцию, хотя существует риск, что юристы США займут «необъективную позицию».
Что же это может быть за суд, по поводу чего будет подан иск и каковы шансы России на успех? «Претензии, видимо, приобретут очертания коллективного иска, поскольку экономические последствия задержки сроков запуска СП-2 терпит не только наша страна, но и европейские инвесторы, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Речь будет идти о международных судах, которые смогут насколько возможно беспристрастно, не делая акцент на прессинге США, рассмотреть ситуацию с газопроводом».
Минимальные убытки из-за возможного замораживания проекта, скорее всего, будут оценены в инвестиционных параметрах проекта — его российская и европейские участники уже потратили на строительство примерно по 5 млрд евро. Еще сколько же может быть истребовано в качестве погашения сопутствующих и внеплановых расходов, а также в виде моральной компенсации. Присутствует также вопрос упущенной выгоды, ведь Россия планировала за счет «Северного потока-2» осуществлять поставки газа в Европу, объем которых оценивается в миллиарды евро ежегодно.
«Теоретически Россия может даже рассчитывать на поддержку американских судов, — поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Последние претензии Вашингтона были предъявлены барже «Фортуна», которая укладывает газопровод на мелководных участках Балтийского моря, хотя американские требования ограничивали работу судов лишь на глубоководном маршруте. Поэтому «Газпрому» по силам опротестовать решение регулятора США, который подписывал достаточно противоречивые резолюции. Впрочем, вряд ли американские судьи будут обращать внимание на подобные детали».
В то же время Россия может апеллировать к своим бывшим партнерам, которые покинули проект из опасения санкций США. «Судебные требования могут быть предъявлены к швейцарскому трубоукладчику Allseas, который в конце 2019 года отказался достраивать последний участок трубы, — полагает Юшков. — Никто не может точно сказать, какие условия были определены в его контракте с Nord Stream 2 — в том числе возможный риск санкционного удара со стороны Вашингтона. Однако выплату неустойки за преждевременную остановку работы «Газпром» вправе потребовать — сумма претензий также может исчисляться миллиардами евро. Поскольку в отношении Allseas будут действовать европейская, а не американская юрисдикция, российский истец получит дополнительные шансы на конечный успех».
Между тем, как считает Артем Деев, судебные разбирательства, на которые намекает Медведев, имеют не столько экономический, сколько политический подтекст: «Процесс в международном арбитраже станет ответным шагом по отношению к США, которые давно и планомерно нарушают мировые правила сотрудничества и торговли».
Но, скорее всего, ни до каких судов проблемы СП-2 не дойдут, уверен со своей стороны эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. «Проект готов на 90% и шансов на то, что трубу могут заморозить на последнем этапе, не осталось. Обращаться в суд ради того, чтобы показать силу и демократичность, российские власти не будут — в этом нет никакого практического смысла», — уверен наш собеседник.
Комментарии