Подчинившись вердикту Стокгольмского арбитража и выплатив на днях $1,5 млрд компенсации польской госкомпании PGNiG, «Газпром» понес материальный и репутационный ущерб. Но не намерен мириться с поражением: как заявил глава его финансового департамента Александр Иванников, компания продолжит обжалование судебного решения. 2020 год в целом выдался для «Газпрома», исключительно тяжелым. Это связано, среди прочего, с вынужденной приостановкой проекта «Северный поток-2» и падением мировых газовых котировок.В конце марта, напомним, поляки сообщили, что Стокгольмский арбитраж принял их сторону и изменил формулу цены на газ. Решение распространяется на поставки с 1 января 2014 года по 29 февраля 2020-го. В конце мая «Газпром» его обжаловал, а «Газпром экспорт» в середине июня подписал с PGNiG дополнительное соглашение к контракту, отражающее вердикт арбитража о пересмотре цен.
Речь идет о «Ямальском контракте» от 1996 года, который действует до 2022 года и предусматривает поставки в Польшу до 10 млрд кубометров российского газа в год по газопроводу «Ямал-Европа». В 2012-м стоимость газа по нему снизили на 10%, а в 2015-м PGNiG подала иск в Стокгольмский арбитраж о новом снижении цены, мотивируя это расхождением условий контракта с реалиями рынка. Ныне выплаченные «Газпромом» $1,5 млрд — это компенсация за некую, как утверждают поляки и признает суд, переплату за газ.
Вместе с тем, как заявил Александр Иванников, «этот платеж не ухудшает позицию компании при его обжаловании». Проще говоря, «Газпром» считает вердикт Стокгольмского арбитража несправедливым и надеется получить назад хотя бы часть денег.
Многие наблюдатели в Польше расценивают случившееся как несомненный и непоколебимый успех их страны в длительной тяжбе с российским концерном. Но вот местный общественно-политический еженедельник Do Rzeczy призывает не торопиться с выводами. «Неужели российское энергетическое оружие утратило эффективность?» — задается вопросом обозреватель Лукаш Важеха. На его взгляд, ничего еще не предопределено, и возможно, Польше придется вернуть часть той суммы, которую ей сейчас выплачивает «Газпром».
А главного редактора портала «Бизнес алерт» Войчеха Якубика смущает внезапная сговорчивость россиян. Судя по всему, рассуждает он, «Газпром» вынужден корректировать методы своей работы и взаимоотношения с потребителями в Европе: та же Польша диверсифицировала источники поставки газа и уже не находится в безраздельной власти российской компании. Вместе с тем, отмечает Якубик, сырьевая отрасль РФ оказалась в очень сложном положении, и «Газпрому» должен с этим считаться.
В споре с польской стороной «Газпром» пытается доказать, что неправомерно менять условия сделки задним числом. Если уж вы однажды подписали документ, извольте соблюдать условия, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По словам собеседника «МК», позиция Польши состоит в следующем: в «Ямальском контракте» цены на газ жестко привязаны к нефтяным котировкам, а, например, в 2015 году цены на спотовых рынках (рынках краткосрочных контрактов) газа были ниже, чем по этому соглашению. Соответственно, «Газпром» должен возместить разницу в цене задним числом, с чем, собственно, и согласился «Стокгольмский арбитраж».В свою очередь, «Газпром» выдвинул зеркальный аргумент: начиная с 2017 года, когда нефть подешевела, стоимость газа для польской госкомпании по контракту была ниже, чем на спотовых хабах. Однако в итоге суд внял доводам поляков. Стремясь избежать дополнительных потерь, российская сторона предпочла не затягивать с выплатами. Однажды «Газпром» уже «обжегся» на этом, когда долгое время (на фоне сокращения потребления газа в Европе) не отдавал Украине назначенную Стокгольмским арбитражем компенсацию за невыполнение условия «качай или плати». В итоге набежало пеней на несколько сотен миллионов долларов.
Вся эта ситуация с Польшей крайне неприятна, резюмирует Юшков. По его словам, на обжалование вердикта рассчитывать сложно, тем более, что в европейских судах побеждают в основном представители Евросоюза, что неудивительно. А «Газпрому» сейчас очень нужны деньги. Мировые цены на газ обвалились, проект «Северный поток-2» завис. В общем, похоже, это будет самый сложный год в истории компании.
Комментарии