Симптомы тяжелейшего экономического кризиса множатся как щелчки в счетчике Гейгера по мере приближения к источнику радиации. Сначала было редкое фоновое пощелкивание, теперь же мы слышим сплошной треск: каждый новый день банкротятся целые отрасли, рушатся фондовые рынки, рвутся торговые цепочки, прекращается авиасообщение, закрываются предприятия, вузы, магазины, рестораны. При этом эксперты, политики, авторитетные международные институты солидарно признают: да, мир стремительно вступает (или уже вступил) в рецессию, которая по своим масштабам и разрушительному эффекту далеко превзойдет финансовую бурю 2008-2009 годов, да и все предыдущие, включая Великую депрессию в США 1929-1933 годов.
Напомним, одними из первых о начале рецессии возвестили крупнейшие инвестиционные банки Goldman Sachs и Morgan Stanley, спрогнозировавшие замедление роста глобального ВВП в 2020 году соответственно на 1,25% и 0,9%. Еще более пессимистичный сценарий представил вашингтонский Институт международных финансов (IIF) – 0,4%. По его оценке, падение продлится как минимум до середины года.
«Мы официально заявляем, что экономика США впала в рецессию, присоединившись к остальному миру», — говорится в отчете, подготовленном Bank of America. Как ожидают его аналитики, нынешний кризис окажется одним из сильнейших в истории. Уже во втором квартале ВВП страны рухнет на 12% (рекорд со времен Второй мировой войны), в итоге число безработных вырастет до 3,5 млн человек. Сильнее всего это затронет индустрию развлечений, транспорт, гостиничный бизнес и розничную торговлю.
«Прогноз по росту мировой экономики на 2020 год отрицательный: рецессия такая же, как во время глобального финансового кризиса 2008 года, или еще хуже», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. По ее словам, сейчас все страны должны сосредоточиться на мерах, связанных с профилактикой распространения коронавируса и укреплением национальных систем здравоохранения.
Убытки от пандемии уже превысили ущерб от событий 2008 года и от терактов 11 сентября 2001-го, заметил в интервью BBC генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Хосе Анхель Гурриа. По его мнению, мы получим либо нулевой, либо отрицательный рост экономики во многих странах мира, включая крупнейшие. Причем на восстановление роста потребуется много времени, а на реанимацию пострадавших сотен тысяч мелких и средних предприятий – неизвестное пока количество денег.
Экономика западных стран столкнулась с худшим с 1929 года кризисом из-за пандемии коронавируса, признался министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр.
«Мы движемся к глобальной рецессии. Необходимые меры, которые принимаются для сдерживания распространения вируса, неизбежно приведут к этому», — констатирует вице-президент Европейского Центробанка Витор Констанцио.
Подобные откровения, по своей тональности в целом совпадающие с реакций западных коллег на происходящее, все чаще звучат из уст российских официальных лиц. Кризис не развивается по обычным законам – он не долговой и не циклический, поэтому предсказать исход почти невозможно, заметил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
«Даже успешные платежеспособные компании вынуждены останавливать свои производства, просто чтобы не заразить или ограничить заражение своих сотрудников. Это совершенно другая причина, цепочки поставок нарушаются непредсказуемо», — поясняет Кудрин.
Потери экономики России из-за распространения инфекции COVID-19 будут измеряться «цифрами в триллионы» рублей, заявил глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
На сложившуюся в российской экономике критическую ситуацию указал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. На его взгляд, такого удара не было ни в 1998-м, ни в 2014 году. «Пустыня», — определил бизнес-омбудсмен. Самым тяжелым для России испытанием Титов назвал удешевление нефти, которое приводит к снижению спроса населения на различные услуги и сервисы. В свою очередь, закрываются рестораны, отели, турфирмы и другие объекты бизнеса.
В марте мы получили острую фазу кризиса, — рассуждает в беседе с «МК» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Этот обвал уже сказался на крупнейших мировых экономических центрах – США, Евросоюзе, Китае. Только что появилась информация по Индексу деловой активности (PMI) в Европе, рассчитываемому на основе опросов менеджеров по закупкам. Он упал до рекордного минимума с 1998 года — 31,4 пункта против 51,6 пункта в феврале».
По формальному определению МВФ, если экономика замедляется до 2,5% — это уже рецессия. Сейчас темпы роста наверняка уйдут ниже уровня в «минус» 1%, зафиксированного в 2009 году. По оценке Николаева, ситуация усугубляется неопределенностью, непредсказуемостью распространения пандемии. Для бизнеса, инвестиций – это самый страшный фактор, мощнейший стопор. Очевидно также, что деньгами, ликвидностью такой вселенский пожар залить не удастся. Деньги сейчас нужны для решения первоочередной задачи выживания людей. Государству по силам оказать материальную помощь (и поддержать потребительский спрос) жизнеобеспечивающим отраслям – это, главным образом, производство продуктов питания, фармацевтическая промышленность.
Остальные сферы, особенно те, что приняли на себя первый удар кризиса — туризм, авиаперевозки – все они будут пока пребывать в коматозном состоянии. Сколько туда денег не вливай, спрос не реанимируется. Даже когда пандемия угаснет, потребуется еще какое-то время, чтобы люди вернулись к прежнему образу жизни, привычкам. Никто не рванет сразу в турпоездки, многие по-прежнему будут бояться летать самолетами, с горечью резюмирует Николаев.
Комментарии