Пощадить ипотечных заемщиков, за долги потерявших квартиру, призвал Банк России. В своем письме регулятор рекомендовал банкам придерживаться гуманной практики: «простить» остаток долга заемщикам, чью квартиру, купленную по ипотеке, все-таки пришлось продать из-за невозможности заемщика платить по кредиту. Свою порцию гуманности внесла и Госдума, принявшая в третьем, окончательном чтении закон об ипотечных «каникулах»Предпосылки столь либеральной инициативы ЦБ следующее. Многие ипотечные заемщики оказались в очень тяжелом положении: обслуживание такого кредита — и без того тяжелое для семьи бремя, а по причине существенного (около 10% за последние пять лет) снижения уровня доходов — уже и непосильное. Кто-то, пропустив платеж-другой, выравнивается и платит дальше. Но для кого-то, увы, наступает край: нет у него денег.
В такой ситуации банк, выдавший кредит, по закону вправе продать взятую по ипотеке квартиру в счет погашения долга. «Такие случаи не так уж редки — сужу по обращениям ко мне, хотя статистики нет ни у кого», — указывает финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Но даже продажа квартиры порой не решает проблемы окончательно. Вырученная за нее сумма не покрывает долга: цены на недвижимость упали. И в таких случаях реализуется совсем уж абсурдный сценарий: человек лишается квартиры, да еще и остается должен банку. Вот на этот абсурд ЦБ и среагировал: он советует банкам отстать уже от бедолаги-заемщика, забыть об остатке долга. Это письмо носит рекомендательный характер (процедуру определяет закон, предписывающий «отжимать» заемщика до последней не выплаченной копейки). Но в своем обращении ЦБ ссылается на опыт многих банков, по собственной инициативе уже именно так гуманно и поступающих.
«Конечно же, это хорошая инициатива. Это чисто человеческая реакция на беду. А положение многих ипотечных заемщиков просто ужасное. Хотя именно по ипотечному кредиту люди из последних сил стараются аккуратно платить», — оценивает финансовый омбудсмен. И статистика подтверждает, что к жилищным кредитам отношение граждан особенно трепетное : уровень просроченной задолженности всего 0,9% от общего объема таких кредитов. Еще бы — на кону крыша над головой.
Хорошо, что далеко не все из попавших в эту грустную статистику лишаются квартиры. И принятый Госдумой в третьем чтении закон о так называемых «ипотечных каникулах», хочется надеяться, послужит заслоном для применения «высшей меры» — продажи квартиры за долги. Документ предусматривает право ипотечного заемщика на передышку по платежам. Эта возможность предоставляется единожды за весь период кредита (а средний срок по ипотеке составляет сейчас 17,5 лет) и только по ряду формализованных оснований — таких как документально подтвержденные снижение дохода, потеря работы, кормильца, получение инвалидности и т.д. Максимальный срок каникул — полгода. «Закон об «ипотечных каникулах» очень ко времени: передышка в выплате долга может дать людям возможность как-то собрать ресурсы», — оценивает финансовый омбудсмен.
Комментарии