Как региону удалось этого добиться? В чем выражается сегодняшний повышенный интерес инвесторов к области? Об этом и о многом другом — наш разговор с вице-губернатором Ленинградской области Дмитрием Яловым.
«РГ»: Какими темпами растет инвестирование в регион? Можно ли изменение интереса инвесторов к Ленобласти измерить в деньгах?
Дмитрий Ялов: Объем инвестиций в экономику Ленинградской области по итогам 2017 года превысил 338,5 миллиардов рублей. В первой половине 2018 года наш инвестиционный капитал вырос еще на 23 процента. Доля привлеченных инвестиций превышает треть ожидаемого объема валового регионального продукта. Такие показатели демонстрируют только самые развитые страны мира.
Неслучайно в прошлом году мы были признаны лучшим регионом по созданию инвест-климата. Эта номинация была присуждена нам в конкурсе «Проектный олимп», где оценивались улучшения условия для ведения бизнеса.
Но эти изменения не произошли сами собой: этим процессом надо управлять. С помошью системы проектного управления мы четко сформулировали, что нам надо изменить по ключевым, наиболее болезненным проблемам.
«РГ»: А какие это проблемы?
Дмитрий Ялов: Во-первых, подключение к электросетям. Ситуация в области с этим вопросом действительно была очень тяжелой. Но сейчас у нас до 49 дней сокращены средние сроки подключения к электросетям. Это очень хорошо, если учесть, что было 180 дней. За этим стоит гигантская работа и самих компаний, и «Ленэнерго», и ЛОЭСК, и наших отраслевых комитетов, и комитета экономики. Решены многие проблемы, связанные с формальными, и на первый взгляд, простыми процедурами, но которые отнимали много времени. Например, почти в два раза сокращен срок присвоения адреса земельным участкам. Вроде бы смешная процедура — адрес присвоить! Но она занимала 28 дней. А ведь пройти ее нужно и при промышленной, и при гражданской стройке. И подобных процедур много, в общей сложности они собираются в совершенно неприличные объемы. А ведь любой инвестпроект реализуется на заемные деньги, соответственно любая отсрочка — это потерянные финансы.
Удалось нам — и в этом мы благодарны Росреестру — существенно сократить сроки регистрации имущества. Если раньше, буквально еще два года назад, у нас тысячами исчислялись просрочки, то сегодня, благодаря регистрации в электронном виде, мы делаем это за три-пять дней.
Дмитрий Ялов: Мы с самого начала говорили, что должны действовать как самый технологичный регион России. Вы, наверное, помните, что лет пять назад инвестиционно активные регионы рассказывали, что их залог успеха — это прямой телефон к губернатору. Наш губернатор Александр Юрьевич Дрозденко тоже очень открыт — ему напрямую можно написать в инстаграм и получить ответ. Но все-таки «ручное управление» — не самый эффективный механизм. У нас системная работы с инвесторами ведется через инвест-агентства.
Когда мы начинали работать в 2012 году, ко мне не зарастала тропа из инвесторов. И на каком-то этапе возник эффект «бутылочного горлышка». Я понял, что просто переставал успевать встретиться со всеми. Теперь у нас порядок иной. Инвесторы приходят в агентство экономического развития, где с ними работают -буквально как с физлицами в банке или МФЦ, знаете? Получил номерок в автомате — и по нужному разделу идешь к соответствующему окошку. При этом агентство выполняет очень конкретный набор функций: предоставление земельного участка, консультации по получению налоговых льгот, сопровождение проекта после того, как участок приобретен, чтобы минимизировать бюрократические риски и препоны. Набор услуг конкретный и очень жесткий.
Вот пример: если раньше человек приходил в агентство и ему сотрудники предлагали некий набор земельных участков, из которых можно выбрать подходящий, это нередко носило «вкусовой» характер. А в 2013 году нами была создана интегрированная система по земельным участкам, она сейчас доступна в мобильном приложении. И любой инвестор может заранее посмотреть, выбрать себе участок. Как в магазине. Представьте, если бы вы приходили в магазин и спрашивали про понравившийся товар: «Сколько стоит?» А продавец бы вам отвечал: «Не знаю, надо подумать, договоримся…». Нелепость, да? А новой системой мы исключаем еще и коррупционный фактор.
Да, Ленобласть старается быть самым технологичным из субъектов. Но не все проблемы уже решены. Например, сейчас остро встала проблема отсутствия единой информационно-сервисной платформы. Как должно быть в идеале? Все комитеты — по строительству и архитектуре, по природным ресурсам, стройнадзор, ЖКХ должны бы работать в одной базе данных при строительстве объекта, а не обмениваться бумажными письмами — запросами и ответами. Пока, к сожалению, у разных комитетов свои базы данных — своя система учета, свои критерии. В результате — параллелизм, погрешности в учете, удлинение сроков принятия решений. Нужна единая информационная платформа. И к 2019 году мы планируем такую систему создать. Основа уже есть — это региональный Фонд пространственных данных, но ее надо доработать.
«РГ»: На сопровождении вашего инвест-агентства сегодня находится порядка 200 инвесторов, в основном — это крупный и средний бизнес. А как обстоят дела с малым бизнесом?
Дмитрий Ялов: А для малого бизнеса мы создали сеть специализированных МФЦ (многофункциональных центров). Отличное решение оказалось! Специфика в чем? Смотрите: у нас через стандартные МФЦ предоставляется около 300 госуслуг. И девушки-операторы, работающие в этих МФЦ, не в силах знать все тонкости. В МФЦ для малого бизнеса у нас собраны специалисты, которые разбираются в теме. Которые могут, помимо госуслуг, дать представителям малого бизнеса какие-то подсказки, например, по вопросам страхования. Уже сейчас у нас работает семь таких специализированный МФЦ — в Гатчине, Всеволожске, Кингисеппе… Что конечно создает удобство, для предпринимателей.
Вообще, Ленинградская область — один из первых регионов, которая на себе впрямую почувствовала плюсы электронного документооборота. Например, мы добились того, чтобы обмен информации с налоговой инспекцией был в электронном виде. В чем суть проблемы? У нас есть единый регистрационный центр, он находится в Выборге. Это правильно, это нормально. Там собраны квалифицированные специалисты, они следят, в том числе и за тем, чтобы не допустить злоупотреблений, чтобы не плодились фирмы-однодневки, например. Но! Вот приходит, скажем, в Подпорожье новый директор на предприятие. Надо вносить изменения в регистрационный документ. МФЦ эти документы получает, сгружает в машину, и по определенному графику (не каждый день, это ведь 500-600 километров) отправляется в Выборг. Процесс занимал много дней. Мы добились, чтобы в закон была внесена фраза «и в электронном виде», что значительно сократило сроки.
Есть и другие достижения. Вместе с Росреестром мы внедрили технологию блокчейн, помогающую при заключении договоров долевого строительства. Стали доступнее электронные сервисы ресурсоснабжающих организаций — подключение к газоснабжению, энегргосетям. На 12 процентов сокращено количество административных проверок. И в два раза, до 30 процентов от объема планируемых закупок, увеличено участие в исполнении госзаказа предприятий малого и среднего бизнеса.
«РГ»: Зависит ли приход в регион бизнеса от реализации мега-проектов (Северный поток-2, КАД-2, развитие портов Усть-Луга, Приморск, Высоцк)? И как идет реализация этих проектов?
Дмитрий Ялов: Это взаимосвязанные процессы. Мега-проекты менее чувствительны к инвест-климату. Их приход в регион связан с комплексом макроэкономических и геополитических факторов. Но именно крупные проекты обеспечивают спрос на услуги малого и среднего бизнеса в области. На услуги строительных компаний, на поставку нерудных материалов, на подготовку кадров, на жилье. По сути, они меняют облик Ленинградской области. Это особенно отчетливо видно на примере Кенгисеппского района, Усть-Луги. Здесь работает компания «Еврохим». Сейчас она завершает строительство заводов по производству аммиака с объемом инвестиций в 80 миллиардов рублей. В начале следующего года уже пойдет первая партия продукции. На строительстве этого предприятия занято порядка 4000 человек.
«РГ»: В регионе анонсировано появление двух «умных» городов — Гатчины и Соснового Бора. Как изменится их облик?
Дмитрий Ялов: Действительно, правительством Ленобласти инициирован проект «умные города». Что туда входит? Во-первых, развитие технологий для городского управления: видеофиксация для безопасности жизни горожан, «умное освещение», «умный транспорт». Во-вторых — участие граждан в принятии решений. Например, в Сосновом Бору горожане уже сейчас участвуют в распределении городского бюджета. Пока небольшой его части- порядка 25 миллионов. Но это только первый шаг к переходу на партисипаторный бюджет, то есть бюджет общественного согласия. Сейчас мы вместе с жителями ищем, какие еще реалистичные и полезные идеи могут быть реализованы в этих городах.
Дмитрий Ялов: Без мероприятий, которые проходят в рамках этой реформы, было бы невозможно все то, о чем я рассказал. Что мы уже сделали? Во-первых, внедрили систему проектного управления. Именно через эту систему мы сейчас будем реализовывать нацпроекты, которые изложены в майских указах президента. Во-вторых, мы внедрили систему мотивации для госслужащих. Мы понимаем, что те люди в административном аппарате, которые занимаются серьезными изменениями в регионе, должны получать «бонусы» за достижение результатов проектов. В третьих, мы обновили региональные госпрограммы. На старте — это был понятный документ, где ясно формулировалось, сколько какое мероприятие стоит и что он в результате должно дать, потом, к сожалению, отношение к госпрограммам несколько изменилось. Они стали многостраничными и не вполне конкретными, из инструмента работы превратились в пространные доклады. Мы провели реформу долгосрочных программ. Мы очень серьезно пересмотрели стратегию социально-экономического развития Ленинградской области. Теперь в ней есть четкий набор приоритетов, которым подчинена вся управленческая работа в регионе. Госпрограммы, в свою очередь, стали краткими и максимально ясными. Их задачи в виде стратегической карты с целевыми показателями умещаются на одной странице. И это облегчает контроль за исполнением приоритетов.
Конечно, предстоит еще реализовать много мероприятий по улучшению кадрового состава, рекрутинга и продвижения кадров. И мы движемся в этом направлении. Например, в этом году совместно с бизнес-школой в Сколково 45 наших гослужащих, которые были отобраны по конкурсу, мы обучили по специальной программе для управленцев. И пятеро из этих людей уже работают в новом качестве. Решением губернатора они повышены в должностях, стали председателями комитетов.
«РГ»: Знаем, что власти Ленинградской области вошли в число разработчиков региональной платформы нацпроекта «Цифровая экономика»…
Дмитрий Ялов: Действительно, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко стал руководителем подгруппы Госсовета по цифровой экономике. Прямо сейчас мы вместе с комитетом по связи и информатизации занимаемся подготовкой доклада для Госсовета. Наша задача — уточнить, как на региональном уровне будут реализовываться идеи цифровой экономики. Что реалистично исполнить на региональном уровне уже сейчас, а что еще требует корректировки.
Комментарии