Создание условий для достижения полноты бытия как главное задание экономики как сферы деятельности и науки

Создание условий для достижения полноты бытия как главное задание экономики как сферы деятельности и науки

Полноту бытия в зависимости от мировоззренческих особенностей разные мыслители понимали по-разному. Однако, творческое наследство наиболее авторитетных из них стало идеологической основой современности. В частности, значительное влияние на развитие англосакской цивилизации оказал идеолог либерализма Дж. Бентам, который рассматривал достижение удовольствия, счастья как главную цель стремлений и олицетворение центра жизни человека. Его ученик Дж. Ст. Милль — основатель современной экономической теории взял на вооружение идеи Бентама и создал учение об утилитаризме («Utilitarianism», 1861), в котором соединил понятие ценности (полезности), счастья и наслаждения. Он различал понятие достижения счастья (happiness) и удовольствия (content), предоставляя, как философ и моралист, преимущество первому. Одновременно утилитарист считал полезным избежание страданий. Достижение счастья и избежание несчастья — это, по Миллю, два полюса существования личности. Благодаря популяризации многочисленными сторонниками творческой наработки известного британца в научное обращение вошло понятие «удовлетворение потребностей» для отображения количественной стороны ценности (полезности). С тех пор представители магистрального направления экономической теории принцип максимизации удовлетворения потребностей сделали догмой, на которой развивается тело экономики.

Следует отметить, что полнота бытия не может быть охарактеризована как счастье, потому что она также предусматривает несчастье, как элемент становления личности. Достижения полноты бытия — родства с действительностью, предусматривает познание, овладение, практику и развивку всего имеющегося спектра качеств среды, которой, кроме аспектов счастья, присущи противоречия, борьба, поражения, разочарования, печаль, горе и безнадежность. Поэтому тезис об избежании страданий является в определенной степени ошибочным относительно главного мотива жизни. Желание избежать несчастья можно рассматривать как попытку побега от реальности, ответственности, внутреннего роста через потери. С другой стороны, положение Милля можно рассматривать как пример оптимизационного подхода к бытию, непосредственное использование которого приводит к заключению рационального соглашения субъекта с собой на принципах компромисса с перспективой получения неоднозначного жизненного результата в результате противоречия с собственным мотивом существования.

Философские принципы учения Дж. Ст. Милля, кроме распространения и внедрения в общественную практику также ставились отдельными мыслителями под сомнение, в частности, последовательным критиком утилитаризма стал М. Лосский. Он считает удовольствие симптомом, производной, второстепенной ценностью в сравнении с ценностью достижения «абсолютной полноты бытия».

Это утверждение является важным для осознания проблемы суженной трактовки представителями экономического мейнстрима мотивации человека к экономической деятельности через необходимость удовлетворения потребностей. Только создание условий для достижения полноты бытия можно признать главным заданием экономики как сферы деятельности и науки. Таким образом, популярное среди гуманитариев философское понятие полноты бытия должно стать главным критерием обществоведения, в частности экономики, с помощью которого определяется качество экономического развития и роста общества.

Что такое тендерное сопровождение? Ответ на этот вопрос ищите на сайте meltzerfirm.com. Это официальный сайт компании ООО «МЕЛЬЦЕР ГРУПП».

Автор: Евгений Алексеев

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.